На фоне пышной роскоши древнего Египта, Вавилона и Ассирии бытовая жизнь древнего Израиля может показаться серой и однообразной. Действительно, её не сравнить ни с золотым великолепием Трои, ни с изяществом Египта времён Тутанхамона и очаровательной Нефертити. Но неужели израильтяне прозябали в беспросветно, унылом существовании, не скрашенном никакими развлечениями?
Отнюдь нет…
Рецепты приготовления благовоний из растений археологи обнаруживают под развалинами стен, в остатках аристократических домов и царских дворцов. Советы специалистов по производству благовоний высоко ценились. Для смешивания ингридиентов применялись ступки с пестиками; их делали из слоновой кости, известняка, а порой из дорогого алебастра. Духи хранили в маленьких бутылочках из обожжённой глины. В более крупных сосудах и кувшинах держали благовония, разведённые оливковым маслом. Оливковое масло считалось полезным для кожи и волос. Им пользовались даже бедняки ( конечно, без ароматических добавок и дорогостоящих компонентов ), поскольку оливковые рощи в Палестине встречались в огромном изобилии.
Омовение водой входило в Израиле в традицию. Израильтяне умывались до и после еды, мыли ноги гостям, пришедшим в дом, и ежевечерне мылись сами. Многочисленные библейские свидетельства этого обычая подтверждаются найденными при раскопках каменными чашами, тазиками и глиняными умывальниками. Для купания израильтяне пользовались мылом, которое делали из растений и различных минералов.
Известно, что народ древнего Израиля питал склонность к ярким краскам. Израильтяне окрашивали свою одежду и стены домов, а израильские женщины пользовались красочным макияжем.
В Ветхом Завете встречаются упоминания о подушках, на которых восседали за столом, но о кровати в современном смысле этого слова не говорится нигде: кровать была редким предметом роскоши в древнем Израиле.
В Израиле с кроватями были знакомы только аристократы. Постелью простолюдина был плащ, в который он заворачивался на ночь. Это отражено и в законодательстве, где говорится, что «постель» человека можно принять в залог, но только на дневное время: ночью её следовало возвратить. В 1959 г. благодаря счастливой случайности в развалинах Явне-Яма, к югу от Тель-Авива, был обнаружен уникальный документ, где зафиксирован реальный случай принятия плаща в качестве залога.
Такой плащ представлял собой шерстяное покрывало и служил для самых разнообразных целей. Он не только защищал от холода и использовался как постель, но мог также служить подстилкой и ковром.
Нас выводит из себя шум и грохот нашего века автомобилей из техники, и мы нередко мечтаем о возврате тишины и покоя старых добрых времён. Но была ли жизнь древнего Израиля спокойнее, чем быт современного европейца.
Вместо рёва динамиков и громкоговорителей окрестности израильских шатров и построек оглашал грохот мельничных жерновов. Мельницы работали от рассвета до заката, перемалывая зерно на муку. Этот процесс был похож на работу современных кофемолок, но был несравнимо более труден. Чтобы ворочать тяжёлый жернов, требовалось много сил.
Кампании протеста, то и дело возникающие по поводу повышенного уровня шума в крупных городах, в те давние времена были бы просто невозможны. Если бы умолкли мельничные жернова, в стране воцарился бы голод. В видении Иеремии, предсказывающего ужасы, которые ждут народ Израиля в период Вавилонского плена, говорится: «И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет».
Комментариев нет:
Отправить комментарий